Драматургия театра кукол в России 50 годах

К началу 1960-х гг. в отечественном искусстве играющих кукол вполне осознало, что оно отличается от театра драматического и по художественным выразительным средствам и по своей природе в целом. Конец 50-х – 60-е годы – это время утверждения собственных специфических возможностей и особых путей развития. Театр кукол и его драматургия переживают мощный взлет. Этому способствовали и общие социально-политические изменения в стране, получившие поэтическое название — «оттепель», и ряд шагов со стороны государства. В 1958 году на Всесоюзном смотре театров кукол драматурги, режиссеры, театральные критики говорили о том, что жизнь требует от репертуара театров коренного поворота от иллюстративно-имитационного – к поэтическому театру. А на большом совещании во Всероссийском театральном обществе в 1959 году, посвященном репертуару театров кукол, речь шла о необходимости отказа от привычных и ставших шаблонными драматургических схем. Программные выступления творческих лидеров театра кукол того времени - режиссера, педагога М. Королева и режиссера, драматурга Ю. Елисеева, призывавших отказаться от «натурализма» в театре кукол, были точны и убедительны.

В результате в репертуарных сводках стали появляться новые имена и названия. В 1963 г. восемь театров кукол поставили пьесы: «Вредный витамин» Ю. Елисеева, «Таня-сорока» А. Николаева, в двух театрах шел «Дядя Мусор» С. Прокофьевой и В. Андриевича, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Слон и Зоя» В. Лифшица и др.

1 июля 1963 года Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет Министров РСФСР выпустили Постановление № 825 «О состоянии и мерах улучшения работы детских театров Российской Федерации». В Постановлении отмечалось, что «репертуар театров юного зрителя и театров кукол во многом не отвечает идейно-творческим, воспитательным и педагогическим задачам детского театра». В связи с этим Министерству культуры РСФСР, Союзу писателей РСФСР, Министерству просвещения РСФСР и Всероссийскому театральному обществу было предписано провести в 1963-1964 годах конкурс на лучшие пьесы для театров кукол, а также «созывать творческие семинары драматургов, работающих для театров юного зрителя и театров кукол; организовать ежегодное издание сборников лучших пьес, предназначенных для детей и юношества».

Министерству культуры РСФСР, Министерству финансов РСФСР и Союзу писателей РСФСР было поручено «в трехмесячный срок разработать и внести на рассмотрение предложения о повышении материальной заинтересованности драматургов, создающих пьесы для театров юного зрителя и театров кукол». В репертуарной Справке Министерства культуры РФ за 1963 г. анонимный автор писал, что «о состоянии репертуара театров кукол в последние годы говорится много и всегда в тонах малоутешительных». Действительно, драматургия театра кукол конца 50-х – начала 60-х гг. находилась в состоянии острого кризиса. В то время, когда театры кукол, в большинстве своем, уже убедились в бесперспективности метода имитации, простого копирования формы и содержания драматического искусства, основной их репертуар оставался прежним — эпохи 50-х гг.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  Следующая > В конец >>