Художественные масляные краски. Состав и свойства
Густые пасты, приготовленные путем растирания пигмента со связующим веществом, в котором главной составной частью является масло, называются масляными красками. Сохранность и прочность произведений изобразительного искусства, исполненных масляными красками, в значительной степени зависит от качества связующих веществ.
Художественные масляные краски не являются простыми механическими смесями связующего с пигментами, а представляют собой сложную коллоидную систему, в которой масло является дисперсионной средой, пигмент — дисперсной фазой, а воск и смолы—защитными коллоидами.
Условия изменения отдельных составных частей этой системы и физико-химические процессы, происходящие при этом в художественной масляной краске и красочном слое, еще очень мало изучены.
Также недостаточно полно изучены и вопросы изменения и взаимоотношения отдельных частей, входящих в состав краски, и их влияние на изменение цвета красочного слоя, пожухания, образования трещин в слоях масляной живописи, старения красок и пр.
Разрешение этих вопросов принесет громадную пользу для разработки технологии производства художественных красок, обладающих наибольшей стойкостью.
Поэтому особенное внимание производственники должны обратить на качество связующих веществ и способы их приготовления.
Живописцы XV и XVII веков в качестве связующих веществ применяли растительные масла — льняное, ореховое или маковое, - смолы, эфирные масла и некоторые добавки, главным образом сиккативы, для придания краскам отдельных специфических свойств.
Рубенс применял в качестве связующего вещества масла, отбеленные и сгущенные солнцем, вводил смолы — мастике или терпентин, поэтому его краски были вязкими, быстро высыхали и обладали большой силой сцепления с грунтом.
Русские художники — Рублев, Венецианов, Левицкий, Брюллов, Репин, Коровин и другие — широко пользовались в своей работе живописными лаками, приготовленными из смол.