Художественная культура: понятие, закономерности развития
Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.
Художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием, дифференциацией
знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы художественно-культурной деятельности. Появляются новые виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются методы и стили, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны художественно- культурных процессов.
Под формами художественной культуры понимают: виды разнообразной деятельности по созданию, распространению, изучению и пропаганде произведений искусства, материальных предметов, обладающих художественной ценностью, а также сами художественные ценности, созданные в прошлом или создаваемые в настоящем времени.
Критериями, на основе которых судят о характере развития художественной культуры, являются: степень участия широких масс в создании новых и освоении ранее созданных художественных ценностей, а также уровень создаваемых художественных ценностей и их содержание. При оценке художественной культуры того или иного общества важно иметь в виду, не только какое количество людей вовлечено в художественное производство и художественное общение, но и каком уровне осуществляется это производство и общение.
Задача общества всемерно повышать уровень художественной культуры масс за счет расширения круга лиц, участвующих в процессе художественного творчества, и за счет постоянного повышения профессионального мастерства.
Развитие художественной культуры в обществе подчиняется ряду закономерностей, среди которых необходимо отметить зависимость характера художественной культуры от особенностей данной общественно- экономической формации; классовый, национальный характер; относительную самостоятельность; полифункциональность; возрастание ее роли в условиях развития личности; преимущественное обращение к эмоционально- чувственной сфере духовного мира личности.