Виды народного музыкального творчества
Многие виды народного песенного творчества, сохранявшиеся в быту до недавнего времени, а частично продолжающие жить и поныне, коренятся в условиях труда, жизненном укладе и порожденных им верованиях и представлениях первобытного общинного строя. Конечно, они не оставались неизменными на протяжении веков. Передаваясь из уст в уста от одного певца к другому, песня неизбежно эволюционировала, приобретала новые черты. С изменением условий жизни одни песни забывались и выходили из употребления или продолжали жить в существенно переосмыслен-ном виде, одновременно рождались другие песни и песенные жанры, новые как по содержанию, так и по своему художественному облику, средствам поэтического и музыкального выражения.
К древнейшим слоям песенного фольклора относятся обрядовые песни, связанные с магическими действиями, при помощи которых человек стремился воздействовать на природу. Эти песни наиболее каноничны и консервативны по своей художественной структуре. Индивидуальное начало в них всецело подчинено традиционным формам коллективного сознания и как бы растворено в них. Поэтому некоторые из обрядовых песен могли сохранить в своем мелодическом складе черты глубокой архаики, хотя давно уже утратили первоначальное функциональное назначение.
Русские обрядовые песни составляют два больших цикла: календарно-обрядовый и семейно-обрядовый. Календарно-обрядовый фольклор связан с годовым циклом сельских работ. Благополучие земледельческого народа, каким были славяне, зависело от того, как уродила земля. А чтобы достигнуть хорошего урожая, надо было воздействовать на обожествленные силы природы, умилостивить их с помощью жертвоприношений, заговоров, призывов, заклинаний, игр, плясок, хороводов. Так сложился определенный ритуал, в состав которого входили и песни, особые для каждого сезона.
Возникнув в пору глубокой языческой древности, эти обряды продолжали жить в народе, и после крещения Руси, в сочетании со своеобразно воспринятым христианским вероучением. Образы языческих божеств отождествились в народном сознании с христианскими святыми, а отправление соответствующих обрядов приурочивалось к праздникам христианского календаря. Грозные тирады церковных проповедников по адресу «крестьян (христиан) в двоеверии живущих» не могли искоренить в народе старые поверия и обычаи.
Начало календарного цикла приходилось на период зимнего солнцеворота, когда «солнце на лето, а зима на мороз поворачивает». С введением христианства эти празднества были приурочены к рождественским и новогодним святкам, от 25 декабря по 6 января. Характерным для них песенным жанром являются колядки, которые исполнялись группами колядующих, ходивших по деревне от одного двора к другому с пожеланиями хорошего урожая в наступающем году, счастья и долголетия. В старину этот обычай был широко распространен и в городах вопреки преследованиям церковных властей.
Подробности оборудование упаковочное тут.