Смолы, бальзамы и терпентины в живописи
В этом разделе мы осветим вопрос об использовании отечественных смоло-бальзамов производстве художественных красок и лаков.
В живописи применяются различные природные смолы. мастикс, даммара, копалы, бальзамы (копайский и канадский), терпентины (венецианский и страсбургскии), элеми и гумми (аравийская).
Вопрос о смолах приобрел особую остроту: отечественные смоло-бальзамы незаслуженно обойдены вниманием нашей лакокрасочной промышленности, предприятия которой выпускают художественные краски без смол или с незначительным количеством их, что, безусловно, отражается на качестве этого вида художественных материалов. СССР располагает огромными сырьевыми богатствами по естественным смолам.
Копал имеется в Закавказье и на Дальнем Востоке.
Мастикс может быть заменен очень близкой к нему по своим основным свойствам фисташковой смолой Туркестана, Крыма и Кавказа.
Сибирский пихтовый бальзам идентичен канадскому и страсбургскому терпентинам.
Ойротский терпентин добывается из лиственницы, по предварительным данным не уступает венецианскому терпентину.
Большое количество высококачественных смол с очень низким кислотным числом может быть получено в Туркмении из корневых утолщений различных видов растений ферула.
Техническое освоение и организация эксплуатации указанных смол в промышленных масштабах полностью обеспечит художников высококачественными красками и лаками.
Отсюда вытекает необходимость обращения наших художников к отечественным смолам, тем более, что их применение не связано с глубокими изменениями основ живописи, но лишь с изменениями технических приемов применения этих материалов в живописи.
Мы должны поставить перед собой задачу исследовать состав и свойства отечественных смоло-бальзамов и изыскать условия получения на их основе лаков и связующих веществ, а также широко внедрять в нашу практику смолы, которые удовлетворят требованиям техники живописи.