Школьная вертепная драма
Вертеп - одно из самых загадочных театрально-эстетических, культурных явлений прошлого. И не только потому, что он отражал, моделировал идеи мироустройства разных эпох, но и потому, что объединил в себе два главенствующих театральных потока: обрядовый театр и театр пародийного народного праздника; театр религиозный и театр светский, театр проповедующий и театр отвергающий любые формы проповеди, театр литературный и театр импровизационный, театр трагедии и театр комедии, театр официальный и театр бесцензурный, народный. В этой двухэтажной модели, не сливаясь, но, создавая единое целое, сосуществовали два спектакля, две пьесы, два жанра.
Вертеп принято считать одним из продуктов христианской культуры. Это верно лишь отчасти. Еще Геродот, описывая религиозные праздники Древней Греции, рассказывал о том, как из одного храма в другой на телеге перевозят маленький храмик с позолоченным изображением бога солнца Гелиоса. Знали эллины и другой тип аналогичного зрелища: на небольшой колонне ставилась пинака, снабженная дверцами. Когда дверцы открывались, зрители видели перед собой занимательную картинку. Последующее закрытие створок сопровождалось сменой изображения. Зрители видели иллюстрации к самым разнообразным историям жизни богов и героев. Очевидно, что и в Геродотовом храмике, и в эллинской пинаке уже живет идея вертепного домика-ящика, заключающего в себе общедоступное зрелище.
В V веке - во времена Папы Сикста Третьего, при праздновании Рождества, в церквах устраивались панорамы - "Рождественские ясли". Отцы церкви разумно рассудили, что к сердцам простецов есть прямой и доступный путь - иллюстрация библейских сюжетов. Вертепная панорама в то время представляла собой Вифлеемскую пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились бык и осел. Рядом - спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными. Такой вертепная панорама оставалась такой приблизительно до конца Х111 в. Известно, что в 1223 г. Франциск Ассизский устроил панораму "Рождение Христа". Тема эта была не единственной в церковных панорамах. Изображались также: "История Адама и Евы", "Избиение младенцев царем Иродом", "Распятие" и др. Такие панорамы, скульптурные иллюстрации разносили по домам прихожан. Описывая подобную панораму - предшественницу вертепа, академик В. Перетц в конце прошлого века писал: "Передняя стенка этого ящика снимается, открывая ландшафт с пастухами, охотниками и тремя церквами. В глубине этой маленькой сцены вертеп, в котором Дева Мария держит на руках новорожденного Христа, над вертепом звезда и ангелы. Мальчики поют: «Вот Христос пришел, грехи с нас снял, от дьявола избавил детей и весь народ». Сторож объясняет все, что видно в ящике, затем мальчики поют снова: «Пастухи с поля идут поклониться нашему Христу. Три волхва принесли злато, ливан и миро нашему Христу. Этим и заканчивается представление».