Роспись павильонов

Художественная обработка стен павильона производится разными технологическими приемами: окраской ровным тоном, трафаретом, набрызгом, пульверизацией и т. д. Стенки, предназначенные под живописную окраску, обычно обтягивают холстом или белыми плотными тканями типа двунитки, тика. Холщовая обтяжка требует предварительной грунтовки, а по белым тканям можно писать без подготовки.

В старину процесс изготовления павильонов и других плоских декораций шел в таком порядке. Сначала на холсте писалась декорация, а затем по живописи производилась поделка — изготовление рамы. В современном театре роспись декораций чаще всего осуществляется по обтянутым декорационным рамам. Стенки раскладываются по полу мастерской лицевой стороной вверх, в том порядке, в каком они соединяются между собой, т. е. в развертке павильона. Это важно не только для точной стыковки филеночных отбоек, совпадения орнамента, но и для распределения освещенных и теневых участков, определения характера «движения» цвета и тональных переходов. Роспись павильонов обычно ведут без обнажения мазка, незаметными переходами тонов и полутонов. Фактурная обработка цветом производится набрызгом и сухой протиркой, например при изображении шероховатых поверхностей камней, штукатурки и пр., пульверизацией, смягчающей тональные переходы и оживляющей игру красок, и другими приемами.

Трафареты наносятся на окрашенную поверхность. Как правило, в театральной практике избегают слишком четкого по рисунку и равномерного по силе тона орнаментального покрытия декорации. Более живописный орнамент получают неровным нанесением краски и сдвиганием трафарета в сторону: сначала берут краску легкого тона, а затем, немного сдвинув трафарет, повторяют набойку более интенсивным тоном. При имитации обивочной ткани, например штофа, поверх основного трафарета накладывают второй, с полосками или клетками. При набойке нижний трафарет оставляют неподвижным, а верхний немного сдвигают. Верхний трафарет в некоторых случаях может быть заменен металлической сеткой.

При определении размеров раппорта необходимо согласовать его с размером стенок и определить, каким образом рисунок будет переходить с одной стенки на другую.

Помимо клеевой росписи нередко используется и химическое крашение ткани. Наиболее подходящими материалами для этого являются тарная ткань и ворсовые хлопчатобумажные ткани — молескин, пионерсукно и др. Гладкая обтяжка стен окрашенным материалом оставляет нетронутой мягкую фактуру ткани.




<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>