Развитие церковно-певческого искусства

Наряду с великолепными храмовыми сооружениями древнего Киева, Новгорода, Владимира, Москвы и других старинных русских городов, с украшающими их стены фресками, мозаикой и орнаментальной росписью, с достигшим высокого развития в средневековой Руси книжным искусством древнерусское церковное пение составляет ценнейшую часть нашего национального культурного наследия. Особое его значение в том, что оно было единственным видом письменного профессионального искусства на Руси на протяжении семи веков. В многочисленных его памятниках, дошедших до нашего времени, запечатлен труд сотен талантливых, но оставшихся большей частью анонимных русских мастеров.

При всей устойчивости средневекового канона формы этого искусства не оставались неизменными. За большой исторический отрезок времени от XI до XVII века они претерпели значительную эволюцию, обогатились новыми чертами. В этом процессе можно выделить три важнейших этапа: XI – начало XV века – период освоения и адаптации византийской традиции, воспринятой Русью вместе с христианской религией; вторая половина XV – начало XVII века, когда в результате глубокого переосмысления и переработки этой традиции возникает новое интонационное качество – русский знаменный распев, обладающий неповторимой национальной самобытностью; XVII век – период подведения итогов и одновременно начинающегося распада и разложения средневековых форм, вытесняемых новыми, принципиально отличными от них.

Первый период

К концу Х века, когда христианство получило официальное признание на Руси, византийское культовое пение уже полностью сложилось, формы его стабилизировались и были перенесены на русскую почву в готовом виде.

Самой общей основой восточно-христианского, православного пения, определяющей его коренное отличие от западно-христианского, католического, является принцип хорового одноголосия без инструментального сопровождения. Если в ряде стран Западной Европы уже в VII веке к участию в богослужении был допущен орган, а в конце IX века в культовое пение проникают элементы многоголосия, то в Греции, у христианизированных народов Закавказья, южных и восточных славян на протяжении средневековья сохранялась традиция одноголосного пения. На Украине и в России в XVII веке было допущено хоровое многоголосие a cappella, в Греции и у ряда восточных христианских общин одноголосная традиция сохраняется поныне.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  Следующая > В конец >>