Процессы перестройки и их влияние на художественную культуру

Определяющие влияние на современное состояние Российского общества оказали изменения, происходящие в годы перестройки и в последующий период.

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с Горбачёвым в 1985 году имели огромные последствия во всех областях общественной жизни, в том числе и культуры.

Последние десятилетия уходящего 20 века будут исследоваться учёными различных наук. Проанализируют успехи и неудачи перестройки всей системы Российского общества. Мы же, попытаемся только обозначить некоторые проблемы этой темы.

В ходе перестройки политика гласности рассматривалась Горбачевым и его командой как необходимое условие демократизации в обществе и важным фактором социально-экономического развития страны. Появление новой идеологической концепции развития нашего общества оказало существенное влияние, прежде всего на образование, науку, средства массовой информации.

Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования, которая переживает глубокий внутренний кризис. Результатом школьной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обучения, частичное повышение зарплаты учителям и постепенное уменьшение опеки над образованием. Российская школа накопила определённый интеллектуальный потенциал - резерв обновления, который реализовывали учителя-реформаторы В. Шаталов, Е. Ильин, М. Щетинин и др.

Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадёжно отставала от требований времени. Несмотря на повышение зарплаты учителям школ и преподавателям вузов (в конце 80-х гг.), усилился дефицит преподавателей, так как они начали уходить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. Кроме того, резко снизился интерес молодёжи к получению образования, у большей части была потеряна уверенность в необходимости образования в ближайшем будущем. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счёт создания альтернативной системы образования. Стали появляться гимназии, колледжи, лицеи и даже университеты. В них, как правило, вводились новые предметы (либо открывались новые специальности); учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Однако учебные заведения создавались, как правило, на основе школ, техникумов и вузов и часто, кроме смены названия, ничего не привносили нового. Студенты и аспиранты получили возможность обучаться за рубежом, однако их было незначительное количество.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  Следующая > В конец >>