Перестройка художественной культуры в период военного времени

Великая Отечественная Война 1941-1945г - одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство ее потенциальных возможностей. Начало войны резко изменило культурную жизнь общества. Страна превращалась в единый военный лагерь. Все сферы культуры должны были быть подчинены задачам борьбы с врагом. Вероломное нападение фашисткой германии потребовало перестройки в области культуры. Был создан чрезвычайный орган, сосредоточивший всю полноту власти, - Государственный Комитет Обороны.

Вся информационная служба была централизована и сосредоточена в Советском Информационном бюро, созданном 24 июня 1941 г, которое работало непосредственно под руководством ЦК партии.

В начале войны были созданы новые общественные организации – антифашистские комитеты – советских ученых, советских женщин, советской молодежи. Их деятельностью руководило Совинфорбюро. Также при совинфорбюро состояла группа деятелей искусства, в ее состав входили М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др.

Деятели культуры и искусства входили и в чрезвычайный государственный комитет.

Культурно-идеологической работой в армии и на флоте занималось Главное Политическое Управление Красной Армии на правах отделов ЦКВКП(б). Идеологическое руководство культурной работой осуществляло также Управление пропаганды и агитации ЦК партии. В годы войны был создан отдел науки ЦК ВКП(б).

Война потребовала перестройки, всех учреждений культуры. На первый план выдвинулись наиболее оперативные, мобильные, доступные и эфективнные формы культурной работы, такие как радио, печати, кинематография.

Для нужд фронта создавались фронтовые театры (к 1944 году их было 25) и концертные бригады.

С первых дней войны возросло значение средств массовой информации. Основным средством являлось радио. Сводки информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР, специальные передачи были адресованы бойцам Красной Армии, партизанам, молодёжи. При железнодорожных вокзалах, морских и речных пристанях, при военкоматах, госпиталях, в частях действующей армии и на предприятии были созданы агитпункты, которые информировали о военных событиях, разъясняли текущие задачи. Был использован опыт политико-воспитательной работы периода гражданской войны, в частности опыт издания плакатов «Окна Роста», которые стали называть «Окна ТАСС». Война внесла большие изменения в дела издания газет и книг. Для военного времени характерно издание не больших по объему брошюр, инструкций, агитационно-пропагандистских или научных по содержанию. Среди книг военного времени преобладали книги о войне. Издавались книги по истории, особенно военной истории, художественная литература.




<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>