Основы партесного моноголосия

Во второй половине XVII века распространяется новый тип хорового многоголосия, получивший наименование партесного пения (от латинского partes – пение по партиям). Этот род многоголосия в одинаковой традиции, так и знаменитому или демественному многоголосному пению. В основе его лежал принцип гармонического соподчинения голосов при господствующей роли трезвучия. В отличие от преимущественно трехголосного склада строчных партитур, для партесного пения нормой является четырехголосие со строго определенной функцией каждого из голосов.

Однако в рамках четырехголосия концертный стиль не мог получить широкого развития, отдельные его приемы используются лишь эпизодически, в скромных масштабах. Для того, чтобы динамические фактурные и колористические контрасты приобрели достаточно яркий, рельефный характер, необходимы были более крупные составы и большие масштабы произведений.

Определение XVII века как начала нового периода русской истории имеет основополагающее значение для понимания не только экономических и социальных процессов, но и развития отечественной культуры в этом столетии. Новое утверждало себя повсеместно, во всех сферах материальной и духовной жизни. Не оставалось в стороне от происходящих перемен и искусство. Менялось само отношение к нему, понимание его жизненной роли, задач, которым оно призвано служить, начинала осознаваться самостоятельная ценность прекрасного. Крупнейший русский живописец XVII века Симон Ушаков в своем «Слове к любо тщательному иконного писания» предъявлял два основных требования к искусству – красота и общественная польза.

Существенное значение для развития русской литературы и искусства имело расширение международных связей. Традиционная византийская ориентация сменяется обращением к Западу. Большую роль в перенесении западной культуры на русскую почву сыграли деятели украино-белорусского просвещения – ученые-филологи, поэты и мыслители, многие из которых тянулись в середине XVII века в Москву, находя здесь благодарные условия для своей деятельности. «Западное влияние», – пишет академик А.И. Белецкий, – приходило, таким образом, на Московскую Русь в украинской оболочке. Обыкновенно считается, что под этой оболочкой содержались элементы польской культуры. Собрано довольно много данных об интересе русских людей, главным образом из боярской среды, к польским книгам, о перенимании ими же бытовых навыков польской шляхты, о памятниках литературы, переведенной с польского языка, и т.д.




<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>