Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века

Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865г. стимулировало процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы. Центральную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция, формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е годы XIX в. она обрела имя (термин "интеллигенция" ввел писатель П. Д. Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности). Социокультурная миссия интеллигенции необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы культуры — от нравственной и художественной до политической. Это — образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба, а в результате — непонимание народа и неприятие властями. "Жизнь интеллигенции, — писал русский философ Г. П. Федотов,—... расплющенной между молотом и наковальней народа, ужасна... Целое поколение живет в тени, отбрасываемой Шлиссельбургской крепостью. Оно подавлено идеей мученической смерти: не борьбы, не подвига, не победы, а именно смерти". В России, по существу, никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философом либерализма можно считать Б. Н. Чичерина (1828-1904 гг.), бывшего, скорее, либеральным консерватором. Умеренный либерал К. Д. Кавелин (1818-1885 гг.) исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. "Не тот народ имеет будущность, - писал он, — который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу". При всей умеренности либеральной печати ("Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль" и др.) именно благодаря ей происходило формирование нового политического сознания и радикализация русского либерализма, особенно земского движения. Земская интеллигенция явилась питательной средой для различных направлений общественной мысли — либеральной, культурнической, революционной. Наиболее мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы распадалось на несколько течений. "Апостолами" русского анархизма были, по иронии судьбы, три аристократа: родовитый дворянин М. А. Бакунин (1814-1876 гг.), князь П. А. Кропоткин (1842-1921 гг.) и граф Л. Н. Толстой (1828-1910 гг.). Бакунин и его сподвижник С. Г. Нечаев (1847-1882 гг.) считали главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя ("Катехизис революционера "). Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия, включая "сопротивление злу насилием". Вступив на путь религиозной мистики (хотя сам он и не признавал мистического характера своих идей), Толстой абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел к мистическому анархизму. Экономический строй, социальные отношения, судебные установления — все это в его представлении было лишено всякого смысла и оправдания. Толстой был страстным поклонником Руссо в критике культуры и в воспевании "естественных движений души", с беспощадностью относился он и к науке, если она не подчиняла себя этическому началу. Основную беду современности, всей культуры он видел в распаде ее на ряд независимых сфер. Отсюда - своеобразный поворот к теократии и антиисторизм Толстого, его возврат к идее религиозной культуры, единственно способной дать синтез исторической стихии и вечной правды, раскрыть в земной жизни Царство Божие.




<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>