Музыкальные формы

Каждый, кто часто слушает музыку, знает, что среди музыкальных произведений есть более легкие и более трудные для восприятия и запоминания. Прослушав один два раза новую песню, мы легко запоминаем напев и можем сами спеть ее. Прослушав новое произведение для оркестра, мы в лучшем случае запомним несколько наиболее ярких мелодий и сможем по ним узнать это произведение, если нам доведется услышать его вторично.

И дело здесь не только в том, что симфония длится во много раз дольше массовой песни, а в том, что она построена по иным, более сложным законам музыкальной формы.

Слово «форма» мы чаще всего применяем к произведениям изобразительных искусств и архитектуры. Мы говорим о красоте форм человеческого тела, изваянного скульптором. В таком же смысле слово «форма» применима к музыке.

Слово «форма», если речь идет о музыке, имеет два значения. В широком смысле – оно означает всю совокупность выразительных средств музыкального искусства. В более узком – соотношение отдельных частей музыкального произведения. Об этом, более узком значении слова «музыкальная форма» мы и будем говорить.

Трудно представить себе музыкальное произведение, которое не делилось бы на те или иные части. Скорее всего, оно показалось бы нам бессмысленным, бесформенным, нечленораздельным потоком звуков.

Самое простое средство придать потоку музыкальных звуков определенную форму – это повторение. В самом деле, когда мы слушаем какую-либо песню, даже не различая ее слов, мы ясно слышим границы между куплетами именно потому, что в каждом куплете повторяется одна и та же мелодия.

Однако если в музыке будет бесконечное количество раз повторяться одна и та же короткая музыкальная фраза, такое произведение столь же быстро утомит слушателя, как и нанизывание все новых и новых фраз без повторения, без какой-либо системы, поэтому в музыкальной форме обычно чередуются уже знакомые музыкальные мысли – с новыми. На этом принципе основаны все разновидности музыкальной формы – от простейших до самых сложных.