Музыкальная культура ХIХ века

В историю русской национальной культуры XIX век вошел как период великих завоеваний музыкального искусства, его полного, всестороннего развития. Уже в 1830-е годы русская музыка достигла классического уровня в творчестве Глинки. А во второй половине столетия она стремительно поднялась до вершин мировой культуры, обогатив мир произведениями непреходящей художественной ценности. В творчестве Глинки и его преемников – Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова, Бородина музыка стала подлинным выражением народных дум и стремлений, итогом многовекового опыта, накопленного в народном сознании.

В своем историческом развитии русская композиторская школа XIX века прошла не только стремительный, но и трудный путь. В развитии русской культуры первой половины XIX века отчетливо развиваются два этапа, резко разграниченные событиями 14 декабря 1825 года: первая четверть века – годы отечественной войны и вызревания декабризма. Весь последующий период, наступивший после восстания декабристов, вплоть до 1855 года, ознаменованного окончанием Крымской войны. В истории русского искусства восстание декабристов прожило глубокий рубеж. Идеология декабризма послужила той почвой, на которой выросло творчество Пушкина. Здесь и богатое, многообразное творчество поэтов пушкинского круга Н.М. Языкова, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского, Д.В. Венивитинова.

Решающие сдвиги осуществлялись и в области более молодого искусства музыки. В период 20-х годов начинает свой творческий путь Глинка. Наступает подъем русской романсовой лирики, питавшейся творчеством русских поэтов. Выдвигаются даровитые современники Глинки – Алябьев и Верстовский. На театральной сцене впервые появляются и завоевывают огромный успех романтические оперы Верстовского, а в творчестве Алябьева формируется новый, психологически насыщенный жанр романса-монолога.

Все эти знаменательные явления русской музыки возникли в тесной связи с эстетическими исканиями, рожденными в обстановке бурных, тревожных событий. Это касается в первую очередь искусства Пушкина, оказавшего решающее воздействие не только на Глинку, но и на весь путь развития русской музыки.

Реалистическая эстетика Пушкина, «поэта действительности», наложила глубокий отпечаток на русскую музыку XIX века. Пушкинская концепция исторической драмы подготовила путь Глинки к народно-герои-ческой опере «Иван Сусанин». Глубоко народные по духу и складу произведения Пушкина «Руслан и Людмила» и «Русалка» определили дальнейшее развитие русской классической оперы у Глинки и Даргомыжского. Его лирические стихотворения стали основой русского классического романса.



<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>