Музыка в придворном обиходе и общественной жизни

До середины XVII века на Руси не существовало четкого водораздела между фольклором и искусством, обслуживавшим эстетические запросы высших классов феодального общества. Одни и те же песни мог петь в часы досуга и смерд (крестьянин-землепашец), и княжеский дружинник. Некоторые обряды, коренящиеся в народных верованиях и представлениях дохристианского периода, сохранялись в среде феодальной знати, а вместе с ними продолжали жить и соответствующие песенные жанры. Гонимые и проклинаемые церковью скоморохи нередко находили приют и поддержку у богатых и влиятельных людей, которых они должны были развлекать своим искусством за предоставленный им кров и питание, а иногда и денежную плату.

По-видимому, уже в Киевской Руси наряду с бродячими скоморохами, увеселявшими простой люд во время народных празднеств и гуляний, образуется слой скоморохов «служилых».

Насколько сильна была любовь к пению, пляскам и игре на музыкальных инструментах во всех слоях древнерусского общества, не исключая даже духовенство.

Высокого развития в эпоху Киевской Руси достигает искусство княжеских певцов, воспевающих подвиги князей и их дружины.

В отличие от скоморохов, эти певцы были людьми почитаемыми, пользовавшимися признанием светских и духовных властей.

Звуками музыкальных инструментов сопровождались широко распространенные в Киевской Руси публичные церемонии. На древнерусских книжных миниатюрах встречаются изображения музыкальных инструментов: труб, зурны, бубна, крыльевидные и шлемовидные или треугольные гусли, средневековый предшественник скрипки – финдель, широко распространенный в ряде европейских стран, гудок, орган.

Неотъемлемым атрибутом общественной жизни Древней Руси являлись колокола, которые оповещали о начале богослужения и созывали паству в храм. Вместе с тем колокола выполняли гражданские функции. Предупреждения о грозящей опасности, будь то стихийное бедствие – пожар, наводнение – или приближение врага. Колокол созывал людей на вече для решения государственных вопросов. Большой вечевой колокол вольного Новгорода стал символом его свободы и независимости.




<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>