Модест Петрович Мусоргский (1839 - 1881)
Среди композиторов «Могучей кучки» Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократичес-ких идей 60-х годов 19 века. Именно Мусоргский в музыке своей сумел раскрыть суровую правду о жизни русского народа. Чтобы ни писал композитор: оперы, песни, хоры – всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости. Всю жизнь он искал новые пути в искусстве.
Родился Модест Петрович Мусоргский в 1839 году в селе Карево Псковской губернии в семье помещика. Мать, музыкальная и одаренная пианистка, была первой учительницей своего сына. Музыкой Мусоргский начал заниматься с пяти лет.
Стать музыкантом для дворянина считалось недостойным. По желанию родных Модест должен быть офицером.
В 1849 году его с братом отдали учиться в Петропавловскую школу (Петербург). Одновременно занимался музыкой у известного педагога А. Герке.
После окончания школы гвардейских подпрапорщиков был зачислен в Преображенский полк.
В 1857 году он знакомится с Даргомыжским, а затем с Балакиревым. Эти события послужили поворотом в жизни Мусоргского. Через год он выходит в отставку и всецело посвящает себя музыке.
Много радости он находит в творческом общении с композиторами «Могучей кучки».
В начале 60-х годов Мусоргский пишет свою первую оперу «Саламбо» по роману Флобера (опера осталась неоконченной).
В 1867 году он пишет симфоническую картину «Иванова ночь на Лысой горе». Тогда же появляются замечательные песни на слова Некрасова – «Калистрат», «Колыбельная Еремушке», а в 1868 году начинает писать оперу «Женитьба» на текст комедии Гоголя.
Подобно Даргомыжскому, он ищет новые средства музыкальной выразительности, пытаясь сблизить музыкальную речь с живыми интонациями человеческого голоса.
Но вся сила таланта композитора раскрылась в опере «Борис Годунов» (1869).