Казимир Малевич и кубофутуризм

Как утверждает итальянский историк искусства Джованни Листа, термин "кубофутуризм" по отношению к живописи впервые употреблен французским критиком Марселем Буланже в октябре 1912 года1. Во франкоязычной терминологии он не прижился, хотя во французской живописи как раз в это время заметна тенденция к сближению кубизма и футуризма. У нас в России термин "кубофутуризм", напротив, получил широкое распространение. Сначала он возник, видимо, в поэтических кругах в момент или в преддверии слияния поэтов и живописцев в единую группу "Гилея". Поэты как бы принесли с собой футуризм, а живописцы – кубизм. В поэзии кубофутуризм сразу стал законным понятием. Брошюра К. Чуковского, изданная в 1913 году, называлась "Эгофутуристы и кубо-футуристы". Что касается живописи, то мы можем сказать с полной уверенностью, что в более позднее время термин "кубофутуризм" употреблялся безоговорочно и повсеместно и был как бы обращен на все авангардное искусство первой половины 1910-х годов. Например, Н. Н. Пунин в брошюре "Новейшие течения в русском искусстве", вышедшей в 1927 году, характеризует кубофутуризм и как течение, и как период в истории русской живописи. Н. И. Харджиев в известной статье "Маяковский и живопись" одну из глав называет "Формирование кубо-футуризма", описывая совместную деятельность поэтов и живописцев – в том числе таких, как М. Ларионов, кто в процессе своих живописных исканий лишь в редких случаях давал повод для сближения с кубофутуризмом. При публикации воспоминаний М. Матюшина, записанных Харджиевым, последний дал им заглавие "Русские кубо-футуристы". Между тем в воспоминаниях речь идет не только о братьях Бурлюках или К. Малевиче, но и о Е. Гуро, В. Матвейсе и многих других художниках, не обнаруживающих прямых связей с кубофутуризмом. Таким образом, понятие расширяется, выходя за рамки чисто стилевого определения.

Можно предположить, что в быту – в разговорах, в переписке – слово кубофутуризм было в ходу и в первые годы второго десятилетия нашего века. Но в теоретической и критической литературе, посвященной живописи, оно не истречается. Его не употребляет Д. Бурлюк, опубликовавший в конце 1912 года статью о кубизме в "Пощечине общественному вкусу". Его нет у А. Шевченко в брошюре о кубизме, изданной в 1913-м7, в манифестах Ларионова и его последователей, даже в более поздней, вышедшей в 1915 году статье Н. Кульбина о кубизме в альманахе "Стрелец".

Как мне представляется, впервые термины "кубизм" и "футуризм" соединяет вместе именно Малевич, обозначивший шесть своих работ в каталоге выставки "Союза молодежи" как "кубофутуристический реализм". Позднее он использует термин "кубофутуризм" в своих брошюрах. Это обстоятельство кажется не случайным: именно картины Малевича 1913–1914 годов можно назвать в полном смысле слова кубофутуристическими. Что касается кубизма, то он был воспринят Малевичем раньше. Начиная с "Косаря", которого я склонен датировать 1911 годом, создаются кубистические картины на крестьянские сюжеты – "Жница", "Уборка ржи" и многие другие, вызывающие ассоциации с произведениями французских кубистов группы Пюто.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  Следующая > В конец >>