Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор. Подобно музыке Глинки, Бетховена, Чайковского произведения Гайдна стали достоянием людей всего мира. Гайдн прожил долгую жизнь, он был современником Моцарта, Бетховена, юного Шуберта. Им написано огромное количество – произведений: свыше 100 симфоний, более 70 струнных квартетов, 52 сонаты для фортепиано, свыше трех десятков опер и много другой музыки для различных инструментов. Из этого богатого наследия – лучшими произведениями оказались симфонии, квартеты и сонаты для фортепиано.

Гайдна называют «отцом» симфонии и квартета. До Гайдна немало было написано и сонат, и симфоний и квартетов. Но только в творчестве Гайдна эти жанры становятся классическими. В своей музыке Гайдн широко использовал народные мелодии. Его произведениям присущи – светлый, жизнеутверждающий характер, стройность и уравновешенность формы. Это и дало право называть музыку Гайдна классической. А поскольку жизнь Гайдна прошла близ Вены и в Вене, Гайдна называют венским классиком. Это – же право называться венскими классиками получили и два великих младших современника Гайдна – Моцарт и Бетховен.

Йозеф Гайдн родился в деревне Рорау, расположенной недалеко от столицы Австрии Вены. Отец его был простой ремесленник. В свободное от труда время – в домике Гайдна собирались любители музыки, чтобы попеть и потанцевать, а главное – послушать пение гостеприимного хозяина, который аккомпанировал себе на арфе.

Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям – мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе св. Стефана в Вене. Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой.

Когда у Гайдна стал ломаться голос и он не смог – больше петь – в хоре, его бесцеремонно уволили. Для юноши началась – самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное – непрерывного и упорного труда.

Если церковный хор был для Гайдне школой, то его после-дующая десятилетняя жизнь в Вене как бы горьковскими «университетами». Столько лет всех восхищавший певец очутился на улице, без денег.

Чтобы не умереть с голоду, юноша брался за любую работу музыканта: давал за гроши – уроки музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых крупных произведений. Это музыкальная комедия с веселым названием «Новый хромой бес», квартеты (произведения для двух скрипок, альта и виолончели), симфонии. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Поэтому, как бы трудно ему не приходилось, он учился и учился.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  Следующая > В конец >>