Драматургия театра кукол в России 60 годах

«…Нам известно различие между пороком и добродетелью, — учил в своих «Законах» Платон, держа в руках куклу-марионетку. — Здравый смысл учит нас повиноваться лишь одной из этих нитей, следуя ее движению с покорностью и настойчиво отвергая остальные. Этой единственной нитью является золотая нить разума и закона»..

Над особенностями своей «золотой нити» — возможностями и свойствами кукол и пьес для театра кукол драматурги, вероятно, размышляли с тех пор, как появились первые пьесы. В России над этой проблемой много и плодотворно размышляли драматурги в 1960-е – 1970-е гг. Тон задавали Е. Сперанский, Э. Успенский, Е. Чеповецкий, Г. Остер, С. Козлов, А. Курляндский. В начале 1980-х гг., проблема специфики этой драматургии становилась темой статей и выступлений многих театральных критиков: Н. Смирновой, Е. Калмановского, А. Кулиша, Б. Поюровский, Л. Немченко, К. Мухина, А. Давыдовой, М. Гуревича и другие.

Одним из первых теорию драматургии театра кукол стал разрабатывать Е. В. Сперанский. Размышляя об эксцентрике в театре кукол, он писал: «Для того чтобы элемент «чудесного» стал органичным, требуется острый, контрастный язык эксцентрики. Не сыграешь здесь ни «Стряпуху замужем», ни «Цветы живые», ни «В поисках радости»; кукла сразу же войдет в конфликт с драматургическим материалом, скомпрометирует тему, обратит жанр в его собственную пародию Сплошь и рядом мы встречаемся с компрометацией темы только из-за того, что драматургический материал не соответствует нашей спецификеКогда кукольный персонаж говорит своей кукольной партнерше: «Я люблю вас, я теряю голову», — и голова его действительно отваливается и закатывается под диван — это не комедия положений и тем более не психологическая драма. Это трагикомический клоунский трюк, а в переводе на художественный язык Театра кукол — основной прием игры на грядке ширмы: эксцентрика чувств в ее крайнем выражении — ожившая метафора ».

Размышления драматургов о специфике пьес для театра кукол всегда важны и интересны, так как раскрывают их творческую лабораторию, обнажают приемы ремесла. Об этих приемах в 70-е гг. ХХ века много и подробно рассказывал поэт, драматург, сценарист Эдуард Николаевич Успенский.

В 1957 г. он окончил Московский авиационный институт, работал инженером, в качестве автора эстрадных миниатюр сотрудничал со студенческим театром МАИ и артистами эстрады. Писал юморески, фельетоны, монологи. В 1960–80-е гг. стал одним из самых востребованных театрами кукол драматургов. Среди пьес Э. Успенского: «Наследство Бахрама», «Чебурашка и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», «Гарантийные человечки», «Дядюшка Ау» и др. Придуманные им персонажи — Чебурашка, крокодил Гена, старуха Шапокляк, кот Матроскин, почтальон Печкин, пес Шарик и др. — стали не только популярными, любимыми персонажами, но и знаковыми фигурами, своеобразными социокультурными феноменами своего времени.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  Следующая > В конец >>