Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)

Алексей Николаевич Верстовский родился 18 февраля 1799 года в тамбовской губернии, в имении своего отца Селиверстово. Будущий композитор воспитывался и рос в обычных условиях помещичьего, дворянского быта. В семье процветало домашнее музицирование; отец Верстовского держал у себя крепостной оркестр и был обладателем большой по тому времени нотной библиотеки. И сам композитор, и его брат-скрипач Василий Верстовский с детства принимали участие в любительских и благотворительных концертах.

Творчество Верстовского занимает особое место в истории русского музыкального театра. Именно этому композитору суждено было завершить весь путь развития русской оперы до Глинки и подвести ее вплотную к классическому периоду.

Подлинной страстью музыканта становиться театр. В начале 20-х годов Верстовский приобретает известность в художественных кругах Петербурга. К этому времени относится появление первых произведений композитора, составивших ранний этап его творческого развития (романсы и песни, первые водевили). Верстовский становится близким другом Алябьева, сближается с театральными деятелями: А.А. Шаховским, Н.И. Хмельницким и Одоевским содействовало его творческому росту.

Разумеется, творчество Верстовского еще не достигло высокого классического уровня. Он не имеет тех глубоких общенародных корней, которыми питалась музыка Глинки. Да и в своих эстетических взглядах композитор далек от высоких критериев глинковского реализма. Но как талантливый представитель определенного исторического этапа русского искусства, Верстовский внес в музыку ценный вклад. В его операх ярко запечатлелись те самобытные черты русского, национального романса, которые были в дальнейшем по-новому переосмыслены, развиты и углублены великими творцами классической оперы – Глинкой и Даргомыжским, Чайковским и Римским-Корсаковым.

Верстовский с юных лет тяготел к драматической музыке. Музыкальное искусство в его представлении неразрывно ассоциировалось с театром. В отличие от Алябьева, он не увлекался чисто инструментальными жанрами, и даже сфера лирического романса имела для него в целом второстепенное значение. Композитора привлекали в первую очередь синтаксические формы и принципы музыкального театра – музыка в союзе с драмой, мимикой, пластикой, декоративным искусством.




<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>