Административно- командные методы руководства культурой

Война оказала большее влияние на все стороны жизни советского общества. Сформировалось поколение людей закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х годов. Перенесенные тяготы военного времени рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше. У людей возросло чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Участвуя в освобождение от фашизма европейских государств, советские войны впервые увидели заграницу такой, какой она была в действительности, а не в изображении пропагандой. Контраст между разоренным отечеством и побеждёнными странами Европы, относительно сытыми и благополучными, заставили воинов-победителей о многом задуматься.

Но надеждам на ослабление административно-командных методов руководства обществом не суждено было сбыться. Репрессии, которые были начаты в предвоенные годы в послевоенные годы продолжались. Проводились репрессии против целых народов - чеченцев, ингушей, калмыков, крымских татар. В лагеря и ссылку отправлялись бывшие советские военнопленные и граждане, угнанные на работу в Германию.

Массовый героизм, мужество, инициативность, патриотизм советских людей, проявившихся и на фронте и в тылу, не соответствовали роли "винтика" государственного механизма которому отводил человеку Сталинский режим. Само его существование требовало насаждение в обществе страха, подозрительности, установление жестоко контроля за умами, за творческой деятельностью интеллигенции.

В послевоенное время идеологическая работа занимала центральное место. Об этом свидетельствуют многочисленные партийные документы того времени, которые касались широкого круга проблем: о подготовки идеологических кадров до репертуара драматических театров и оценки отдельных фильмов и опер. В 1948 годе был закрыт Музей нового западного искусства. Слово «импрессионизм» стало бранным.

Литература и искусство по-прежнему рассматривалась как средство воспитания масс. Новым после войны было появление целой серии постановлений и беспрецедентное прямое вмешательство высшего партийного руководства в дела искусства. Это явилось неожиданностью как для большинства художественной интеллигенции, так и читательской и зрительской аудитории. Но поход против "инакомыслящих" начался еще до окончания войны. Были подвергнуты повесть М. Зощенко "Перед восходом солнца" (опубликованная в 1943 году) и киноповести А. Довженко "Победа" и "Украшение в Огне". Сотни книг, подготовленных к печати, запрещались как "Политически недоброкачественные".




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  Следующая > В конец >>